Иногда бывает так, что вроде все уже знаешь в книге, ведь она любимая, и вдруг - фрагмент, который просто переворачивает все представления о книги. И как я раньше не замечала такого фрагмента, это же "Ода коврам". Только тот кто любит и понимает ковры мог такое написать. Уже раз была цитата Уходит ли лето? из этой книги - "Вино из одуванчиков" Рея Бредбери, одна из самых любимы, так же как и писатель. Уж простите, но приведу текст полностью, он того стоит...
Два
раза в год во двор выносили большие хлопающие ковры и расстилали их на лужайке,
где они были совсем не к месту и казались какими-то необитаемыми. Потом из дома
выходили мама и бабушка, в руках они несли как будто спинки красивых плетеных
кресел, что стоят в парке у павильона с газированной водой. Каждому вручали
такой жезл с широкой плетеной верхушкой, и все — Дуглас, Том, бабушка,
прабабушка и мама — становились в кружок над пыльными узорами старой Армении,
точно сборище ведьм и домовых. Затем по знаку прабабушки — едва она мигнет или
подожмет губы — все вскидывали цепы и принимались без передышки молотить ковры.
— Вот
тебе, вот, — приговаривала прабабушка. — Бейте блох, мальчики, не
жалейте и вшей!
— Ну
что ты такое говоришь! — укоризненно замечала ей бабушка.
Все
смеялись. Вокруг бушевала пыльная буря, и смех переходил в кашель.
Вихри
корпии, струи песка, золотистые хлопья трубочного табака взвивались в воздух и
трепетали, подбрасываемые все новыми и новыми ударами. Останавливаясь, чтобы
передохнуть, мальчики видели следы своих башмаков и башмаков взрослых, тысячу
раз отпечатавшиеся на узорах ковра, — восточный рисунок то исчезал, то
появлялся вновь вместе с мерным прибоем ударов, что омывал его берега.
— Вот
тут твой муж пролил кофе. — И бабушка ударила по ковру.
— А
здесь ты пролила сметану, — И прабабушка выбила из ковра огромный столб
пыли.
— Смотрите,
тут весь ворс вытоптан. Ах, ребята, ребята!
— А
вот чернила, прабабушка!
— Глупости!
У меня чернила лиловые, а это обыкновенные, синие. Хлоп!
— Посмотрите,
какую дорожку протоптали, — это из прихожей в кухню. Ох уж эта еда! Она
даже львов ведет на водопой. Давайте-ка повернем его другим боком.
— А
может, просто запереть все двери и никого не впускать?
— Или
пусть разуваются еще в прихожей!
Хлоп,
хлоп!
Наконец
ковры развешаны на веревках. Том разглядывает узор — хитроумные петли и
переплеты, цветы, какие-то загадочные фигуры, разводы и змеящиеся линии.
— Том,
ты что стоишь? Выбивай!
— Занятно
все-таки видеть всякие вещи, — говорит Том. Дуглас подозрительно смотрит
на него.
— Что
ты там увидел?
— Да
весь город, людей, дома, вот и наш дом — Хлоп! — Наша улица! —
Хлоп! — А вон то, черное, — овраг. — Хлоп! — Вот
школа. — Хлоп! — А вот эта чудная закорючка — ты. Дуг! —
Хлоп! — Вот прабабушка, бабушка, мама… — Хлоп! — Сколько же лет
пролежал у нас этот ковер?
— Пятнадцать.
— И
целых пятнадцать лет по нему топали! Даже видны отпечатки башмаков! —
ахнул Том.
— Силен
ты болтать, парень, — сказала прабабушка.
— Тут
видно все, что случилось у нас в доме за пятнадцать лет. — Хлоп! —
Конечно, это все прошлое, но я могу и будущее увидать. Вот сейчас зажмурюсь, а
потом — р-раз! — погляжу на эти разводы и сразу увижу, где мы завтра будем
ходить и бегать.
Дуглас
перестал размахивать выбивалкой.
— А
что еще ты там видишь?
— Главным
образом нитки, — вставила прабабушка. — Тут только и осталась одна
основа. Сразу видно, как его ткали.
— Верно, —
загадочно сказал Том. — В эту сторону нитки и в ту тоже. Я все вижу. Черти
рогатые. Грешники в аду. Хорошая погода и плохая. Прогулки. Праздничные обеды.
Земляничные пиры. — Он с важным видом тыкал выбивалкой то в одно, то в
другое место ковра.
— Да
по-твоему выходит, что я держу тут какой-то пансион, — сказала бабушка,
вся красная и запыхавшаяся.
— Тут
все видно, хоть и не очень ясно. Дуг, ты нагни голову набок и зажмурь один
глаз, только не совсем. Конечно, ночью видно лучше, когда ковер в комнате, и
лампа горит, и вообще. Тогда тени бывают самые разные, кривые и косые, светлые
и темные, и видно, как нитки разбегаются во все стороны: пощупаешь ворс,
погладишь, а он как шкура какого-нибудь зверя. И пахнет как пустыня,
правда-правда. Жарой пахнет и песком — наверно, так пахнет каменный гроб, где
лежит мумия. Смотри, видишь красное пятно? Это горит Машина счастья!
— Просто
кетчуп с какого-то сандвича, — сказала мама.
— Нет,
Машина счастья, — возразил Дуглас, и ему стало грустно, что и тут она
горит. Он так надеялся на Лео Ауфмана, уж у него-то все пойдет как надо, он
всех заставит улыбаться, и каждый раз, когда земля, повернувшись от солнца,
накренится к черным безднам вселенной, маленький гироскоп, который сидит у
Дугласа где-то внутри, станет поворачивать к солнцу. И вот Лео Ауфман что-то
там прошляпил — и осталась только кучка золы да пепла.
Хлоп!
Хлоп! Дуглас с силой ударил выбивалкой.
— Смотрите,
вот Зеленый электрический автомобильчик! Мисс Ферн! Мисс Роберта! — сказал
Том. — Би-ип! Би-ип!
Хлоп!
Все
рассмеялись.
— А
вот твои линии жизни, Дуг, они все в узлах. Слишком много кислых яблок! И
соленые огурцы перед сном!
— Которые?
Где? — закричал Дуглас, всматриваясь в узор ковра.
— Вот
эта — через год, эта — через два, а эта — через три, четыре и пять лет.
Хлоп!
Проволочная выбивалка зашипела, точно змея.
— А
вот эта — на всю остальную жизнь, — сказал Том. Он ударил по ковру с такой
силой, что вся пыль пяти тысяч столетий рванулась из потрясенной ткани, на
мгновенье замерла в воздухе, — и пока Дуглас стоял, зажмурясь, и старался
хоть что-нибудь разглядеть в переплетающихся нитях и пестрых разводах ковра,
лавина армянской пыли беззвучно обрушилась на него и навеки погребла его на
глазах у всех родных…
Комментариев нет:
Отправить комментарий